Что такое “бэд трип” с физиологической точки зрения

Braint
2 min readDec 9, 2018

--

Вопрос:

Расскажи пожалуйста физиологический механизм такого явления как бэд трип. Психологический аспект мне более менее понятен, когда я начинал размышлять о слишком масштабных идеях и эти идеи были взаимоисключающими противоречиями моей старой системы суждений, то включался психический механизм защиты, и ясно давал мне понять что не надо об этом думать. Раньше я считал, что происходит тоже самое когда мы слышим точку зрения отличающуюся от нашей и мы раздражаемся и злимся, из-за того что по сути происходит атака на нейронном уровне, старые нейросети защищают себя и прогоняют зарождающуюся противоречивую идею. Но если эти механизмы схожи, то почему в бэд трипе чувствуется страх и дискомфорт, то при так сказать, нейронной атаке, раздражение и злость?

Ответ:

Касаемо включающегося механизма психологической защиты — все верно: с позиции психоанализа/психодинамики, “бэд трип” — это сопротивление Эго наваливающемуся непроработанному материалу бессознательного (вытесненные глубинные страхи, нерешенные конфликты, части “Я”, которые мы в себе отрицаем). Между тем, я сам не очень люблю термин “бэд трип”, предпочитая более приемлемый “трудный опыт”. Почему? — потому что подобные переживания в правильных условиях и психологической проработке могут быть самыми ценными с точки зрения личностных трансформаций и понимания глубинных психологических проблем. Думаю, тебя этот результат мало удивит, но опрос ~2000 людей переживших трудный психоделический опыт, показал что 84% из них, несмотря на дискомфорт, отметили ту или иную пользу этого опыта для своей личности (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5551678/). Короче говоря, на мой взгляд, бэдом правильнее называть такой трудный опыт, который не удалось проработать и интегрировать после сессии. Но это моя личная семантическая педантичность =) Теперь касаемо твоего вопроса о нейрофизиологических механизмах… С точки зрения содержания переживаний трудный психоделический опыт в большей степени напоминает шизофреноподобные психотические расстройства (хотя, сходства между ними — это, в целом, достаточно спорная тема). В связи с этим, я неоднократно предполагал что во время подобных переживаний мы будем наблюдать гиперактивность Default Mode Network (https://ru.wikipedia.org/wiki/Сеть_пассивного_режима_работы_мозга ; ее гиперактивацию нередко связывают с рядом переживаний характерных для психозов шизофренического спектра), а не типичный для опытных психонавтов (именно таковыми были наши испытуемые в большинстве случаев) паттерн ее деактивации во время психоделического опыта. В одном из исследований с ЛСД у нас был один испытуемый, который пережил довольно тяжелый опыт в МРТ сканере (сканирование пришлось остановить по его инициативе) [при этом, хочу заметить, он также, казалось бы, парадоксально, отметил положительные эффекты на собственную личность и благосостояние две недели спустя]. Паттерн активности его мозга действительно существенно отличался от основной группы и, похоже, наши предположения по поводу гиперактивности Default Mode Network оказались верны. Но я бы не стал делать в этом отношении сколь-либо серьезных выводов, поскольку это всего лишь один испытуемый, да и качество полученных данных было довольно низким из-за движений во время сканирования.

Взято из комментариев к лекции:
Психоделическая терапия с позиции доказательной медицины

https://youtu.be/K9un1Ee_Jnc

--

--

Braint

braint.ru — энциклопедия биохакинга. Только лучшие авторские статьи и переводы.